Знай наших: учитель года из Сергиева Посада поделилась секретами профессионального успеха

11 октября 2023, 16:30

Знай наших: учитель года из Сергиева Посада поделилась секретами профессионального успеха

Знай наших: учитель года из Сергиева Посада поделилась секретами профессионального успеха

Дарья Леонова

«Сергиевские ведомости» открывают новую рубрику «Знай наших». Это цикл публикаций о знаменитых и интересных жителях Сергиева Посада.
Мария Базулина преподает русский язык и литературу в школе № 2 Сергиева Посада. На счету педагога несколько побед в престижных профессиональных конкурсах, одна из последних — звание «Учитель года Подмосковья — 2023». В эксклюзивном интервью мы поговорили с Марией Базулиной о важности роли учителя в жизни человека, любви к литературе, плюсах и минусах современного образования, помощи коллег и инновационных педагогических практиках.
— Помните свой первый урок? Волновались тогда перед тем, как зайти в класс?
— Первым для меня был не урок, а классный час. Когда пришла работать в школу, конечно же, после профессиональной переподготовки, мне сразу же дали классное руководство в пятом классе. У меня нет ни младших братьев, ни сестер, в принципе на тот момент у меня не было обширного опыта общения с подростками в возрасте 11-12 лет. И, конечно, для меня это было, скажем, неожиданно. Такое испытание себя. Помню, что нужно было провести классный час на патриотическую тему. Я хорошо к нему подготовилась, но не рассчитала время, до звонка оставались 5-7 минут, которые я, откровенно говоря, не знала, чем заполнить. В итоге мы с ребятами вышли на дискуссию. Так что первый опыт был для меня тревожным, потому что все задания завершены, а сказать мне больше было нечего. Я к этому не готовилась. Сейчас, конечно, у меня таких неловких моментов не возникает. Я не только стала лучше чувствовать тайминг урока, но и, если задача завершена раньше, мне уже понятно, чем это время можно занять. С тех пор, конечно, я себя чувствую поувереннее, но считаю, что через такие трудности надо было пройти. Это нормально, это бывает у всех, и, главное, — не опускать руки.
— На ваш взгляд, в чем плюсы и минусы современного образовательного процесса? И отличается ли он от того, что был в ваши школьные годы?
— На самом деле мне сложно судить о плюсах и минусах образования в силу того, что у меня не такой уж большой стаж, то есть я не преподавала 20 лет, например, чтобы могла сравнить, как было и как стало. Но современное образование видится мне более либеральным: у детей становится куда больше прав и возможностей для выражения собственного мнения на уроке, для креативности, чего мы, например, в годы обучения, практически не могли представить. Сейчас у детей есть больше учебных форматов, тех же эссе, в которых они могут делиться своим мнением, рассуждать, в том числе и о литературных произведениях. В моем детстве было одно правильное мнение — написанное в учебнике, а второе — неправильное. Сейчас это все более либерально. Но, с другой стороны, если говорить опять же в сравнении моего опыта как ученицы и как учителя, мне кажется, что дисциплина в моем детстве была более строгой, и учителям, возможно, отчасти было проще справляться с какими-то внештатными ситуациями на уроках. Современные дети в школе чувствуют себя более расслабленными.
— За что вы любите свою профессию? Есть ли моменты, которые для вас наиболее ценны?
— К счастью, да. Это те моменты, когда я действительно могу помочь ученику что-то понять, объяснить. Это ценю даже больше, чем профессиональные результаты, выраженные на бумаге или административные поощрения. Я действительно радуюсь, если мне удается помочь человеку разобраться в теме, в принципе понять, что изучение русского языка не так страшно. Всегда призываю детей не бояться задавать вопросы, даже, на первый взгляд, самые глупые, не бояться подойти к учителю с желанием в чем-то разобраться. У меня был случай, когда юноша, уже достаточно взрослый, учащийся в десятом классе, подошел после урока и сказал, что все хорошо, конечно, но он не понимает, как определить, где у глагола личные окончания. Казалось бы, это тема, которая в четвертом-пятом классах должна быть разобрана и изучена, но, я считаю, что в его поступке нет ничего стыдного. Наоборот, гораздо хуже, если ученик будет сидеть с этим незнанием, бояться подойти и спросить.  Для меня ценно, что ребенок не проявил равнодушия, решил реально разобраться в непонятном для него вопросе, подошел, спросил, и мы с ним эту тему разобрали. Если я вижу, что мне удается сделать учебный материал понятнее, легче, то это всегда для меня победа.
— Если выбирать между русским языком и литературой, к какому предмету больше лежит душа?
— Конечно, литература. Это такой мой духовной приоритет. Очень люблю читать. Если брать произведения школьной программы, то хотелось бы отметить роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга просто обязательна к прочтению. Из нее можно много нового почерпнуть, и с итоговым сочинением можно справиться очень легко, потому что практически к любой проблеме, которая может появиться в качестве темы, «Отцы и дети» подходят как иллюстрация. Ну и, в принципе, в таком возрасте это произведение читается легко, находит отклик в душе. Когда мы начинаем его проходить, я всегда, перед тем как открыть с детьми книгу, говорю: «Давайте сейчас выясним, почему возникают конфликты между родителями и детьми?» Когда мы начинаем сравнивать претензии старшего поколения к младшему, выясняется, что они сейчас такие же, как были и во времена Ивана Тургенева.
— Помните свои эмоции в тот момент, когда объявили ваше имя в качестве победителя регионального этапа конкурса?
— Отчасти да, отчасти нет. Вообще, когда я пересматривала видео с момента награждения, много из того, что происходило, я помню очень смутно. Помню, что в момент объявления моего имени я почувствовала некое облегчение. Так как победа стала для меня подтверждением, что я могу быть ее достойна. Но из-за волнения у меня все было как в тумане, и некоторые моменты, возможно, мне придется потом пересмотреть, чтобы их вспомнить, из-за стресса и приятной тревожности они для меня сейчас немного расплывчатые.
— Каждый участник конкурса представил свою инновационную методику преподавания. С чем были связаны ваши наработки?
— Очевидный факт, что современные дети не очень любят читать. Точнее, тут, наверное, не подходит слово «не любят», а больше применимо слово «не привыкли». Я на это смотрю очень философски. Знаю, что многие учителя сейчас ругают молодое поколение за то, что они не читают, но, по сути, ведь мир меняется и форматы восприятия информации меняются. Возможно, в этом мне помогает первое журналистское образование. Я хорошо понимаю, что такое клиповое мышление, как сейчас подростки воспринимают информацию, как они, в принципе, относятся к тексту, и здесь нет их вины. Просто, когда молодой человек несколько часов в день проводит за экраном смартфона и видит информацию, которая подается ему обрывочно, короткими тезисами, его восприятие текста адаптируется, и это совершенно не удивительно. Невозможно однозначно сказать, хорошо это или плохо. Это просто последствие развития современного мира. И наша задача — не ругать их за то, что они не любят читать, наша задача — показать детям, что в чтении тоже есть свое удовольствие. И как только человек начнет получать удовольствие от чтения и от работы с текстом большого формата, как только он начнет его воспринимать, у него поменяется и мировоззрение. В глобальном масштабе наша цель — показать ученикам, что чтение тоже может конкурировать с социальными сетями. Если убедить удается, это наша победа. Если нет, то стремительно меняющийся мир будет дальше уводить детей от чтения, как от занятия для души. Как раз способы вызвать интерес у старшеклассников к чтению и были представлены мной в качестве инновационных практик в рамках конкурса. Это моя стезя и как учителя, который искренне любит литературу, и как учителя, который работает в основном со старшими классами. В рамках конкурса я продемонстрировала свои наработки в этом ключе. В частности, мы говорили, например, о погружающем воображении.  Это как раз то, чего не хватает современному подростку, да и, в принципе, современному человеку, который привык воспринимать информацию через визуализацию. Сейчас людям проще скачать сериал, например, «Тихий Дон», и посмотреть его с уже готовой картинкой, где не нужно ничего представлять, нежели взять книгу и прочитать ее, пробираясь, в том числе, через ряд сложных для восприятия лексических единиц. И в своих работах я как раз рассказывала о том, что мы можем сделать, чтобы эта картинка в голове у ребенка возникала при прочтении текста.
— Конкурсные состязания в Подмосковье позади, впереди вас ждет федеральный этап профессионального состязания. Какие планы на ближайшее и долгосрочное будущее?
— Первое и главное, конечно, готовиться к Всероссийскому этапу. Он для меня начнется в сентябре–октябре следующего года, то есть традиция такая, что победитель едет только в следующем учебном году. У меня как раз будет впереди год, чтобы нормально подготовиться к этим конкурсным испытаниям. Конечно, с каждым разом уровень ответственности возрастает. Сначала ты представляешь только себя и свою школу, потом ты представляешь муниципалитет. И теперь ты представляешь огромный регион, тем более, как мы знаем, Московская область — один из первых регионов в плане качества образования и передовых образовательных практик, поэтому мне нужно продемонстрировать должный уровень. В ближайший год при поддержке моих коллег и наставников из клуба педагогов Подмосковья я буду готовиться к предстоящим конкурсным испытаниям. В связи с этим отдельно я хотела бы поблагодарить руководство и педагогов своей школы, которые четыре года назад приняли меня в свой коллектив. Для меня они стали дружной семьей и опорой.
Интервьюер: Дарья Леонова
Читайте также: