Подпишись!

Сергиев Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 18 сентября

облачно с прояснениями+10 °C

О реализации проекта инициативного бюджетирования в округе рассказал депутат Мособлдумы Сергей Двойных

15 сент. 2020 г., 13:24

Просмотры: 93


В школе №14 выбран подрядчик для возведения новой спортивной площадки. О реализации проекта инициативного бюджетирования в Сергиево-Посадском городском округе рассказал Депутат Московской областной Думы Сергей Двойных.

- Сергей Владимирович, в чём заключается идея инициативного бюджетирования?

Идея инициативного бюджетирования заключается в том, что в процесс проектирования городских территорий вовлекаются не только муниципальные службы, а и сами граждане.  Жители города определяют на какие объекты будут расходоваться бюджетные средства, а также принимают непосредственное участие в последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Иными словами, выступают с инициативным проектом и получают на него финансирование.

Сама практика взаимодействия с гражданами в таком ключе не нова. Концептуально — это трансформация, существующего уже 20 лет механизма реализации мероприятий по наказам избирателей. Когда жители непосредственно перед депутатами ставят на разрешение проблемные задачи, которые, по их мнению, является важными и значимыми. Но, как правило, раньше соучастие граждан ограничивалось только формированием планов по благоустройству.  Механизмов и нормативных актов, по которым жители могли бы претендовать на бюджетные средства и непосредственно участвовать в реализации проектов, в том числе путем софинансирования, не существовало.

- Зачем нужно инициативное бюджетирование, если бюджет рассматривают депутаты?

В представительной демократии решение инициативы жителей реализуются опосредовано, тогда, как в этом случае граждане участвуют в принятии решений, реализации и контроле за ходом проекта напрямую. Как показывает опыт, таким образом лучше всего решаются локальные вопросы местного значения. В каждом населенном пункте приоритеты будут разными. Где-то это вопросы экологии, где-то дома культуры, где-то детские площадки или водоснабжение. Только живя в конкретном месте, можно «изнутри» понимать, какие вопросы следует решать в первую очередь.

Таким образом, если механизмы представительной̆ и прямой̆ демократии работают в партнерстве – не мешая, а помогая друг другу, – эффективность государственного и муниципального управления повышается. Законодательный̆ орган в лице депутатов принимает закон о бюджете, осуществляет технически сложную работу, требующую высокого уровня квалификации и понимания устройства бюджетного процесса, а граждане осуществляют приоретизацию своих потребностей̆, высказывают пожелания о том, какие направления расходов следует предусмотреть в первую очередь.

- Практика инициативного бюджетирования — это новый опыт для нашей страны в целом и для нашего региона в частности. Сколько потребовалось времени, чтобы разработать нормативную базу под эту концепцию?

 В России в начале 2000-х годов при поддержке государства реализовывались разнообразные социальные проекты с участием граждан. Однако, несмотря на тот факт, что большинство из них получало для реализации средства из бюджета, не была выработана бюджетная технология, инструмент бюджетирования такого рода проектов, опирающиеся на вовлечение граждан.

Решение проработать нормативную базу для внедрения практик инициативного бюджетирования на территории муниципальных образований Московской области было принято еще в 2017 году по итогам проведённой в областном парламенте «Открытой трибуны». При их разработке был учтён и опыт европейских стран таких как Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, в которых уже много лет существуют механизмы соучастия жителей и муниципальных властей в вопросах бюджетирования вопросов местного значения. Этот опыт был систематизирован и приложен к существующим тенденциям развития муниципального управления. 4 октября Московской областной Думой 2018 был принят Закон «О реализации проектов инициативного бюджетирования в Московской области», которым определяются основные понятия и принципы внедрения и реализации механизмов инициативного бюджетирования». Кроме того, были внесены изменения и в Бюджетный Кодекс Российской Федерации для закрепления в нём основ инициативного бюджетирования.

- Каким образом осуществляется финансирование инициатив?

Характер применяемого в регионах нормативно-правового регулирования Инициативного Бюджетирования не отличается от уже установленного порядка в отношении других мероприятий и проектов, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях. Минимальный̆ набор документов включает в себя постановление Правительства субъекта РФ или распоряжение главы субъекта РФ (главы муниципального образования), а также утверждение порядка реализации и иных нормативно-правовых актов (положение о конкурсном отборе, о формировании комиссии, форма заявки и т.д.). Возможность и готовность участия в региональной̆ программе Инициативного Ббюджетирования определяются муниципальными образованиями самостоятельно, на уровне муниципальных собраний или глав, сроки и форма их принятия обозначаются в нормативно-правовых документах.

Бюджетные ассигнования на проекты ИБ в субъектах РФ выделяются в рамках государственных программ (подпрограмм), ведомственных целевых программ или муниципальных программ, а также утверждаются в бюджетах соответствующего уровня.

Процессуально процедура предусматривает софинансирование проектов, предложенных гражданами из средств регионального бюджета, средств муниципальных образований и средств инициативной группы, предложившей проект (не менее 1% от его стоимости). Объект предоставляемой субсидии определяется по результатам народного голосования. Площадкой для проведения которого является платформа «Добродел». К слову сказать на неё и раньше поступали предложения от инициативных групп жителей по совместной установке спортивных площадок, благоустройству территорий, освещению, очистке водоемов. В этом году впервые это взаимодействие проходит в рамках реализации проекта по инициативному бюджетированию. Все желающие могут разработать собственное предложение и подать заявку.  Далее в ходе народного голосования выбирается наиболее значимый городская инициатива.

В начале этого лета завершилось первое народное голосование за инициативные проекты. Свои голоса отдали 97 тысяч человек. Лидером по итогам голосования в Сергиево-Посадском городском округе стала инициатива по строительству плоскостных спортивных сооружений в школе №14. На данный момент площадки для занятия физкультурой во дворе школы находится в неудовлетворительном состоянии.  В рамках проекта предлагается благоустроить эту территорию и усовершенствовать инфраструктуру, восстановить беговые дорожки и ямы для прыжков, устроить дреннаж.

Финансовая часть проекта распределена между тремя источниками. Большая его часть -10 млн. - субсидируется из средств регионального бюджета, около 2,5 млн. предусматривается софинансирование из средств муниципалитета и около 1%. финансовой части проекта берёт на себя инициативная группа.

В рамках завершившейся на днях конкурсной процедуры, определён исполнитель. Подрядчик уже приступил к работам. Проект новой спортивной площадки в школе №14 планируется реализовать до 1 октября 2020г.

- Каков прогноз по влиянию внедрения практик Инициативного Бюджетирования на развитие территорий?

Я вижу в этом инструмент не только развития городской инфраструктуры, но и драйвер социально-культурного развития. Поскольку создаются не только и не столько объекты (которые могут быть не долговечными), а сообщества людей̆, готовых к совместной̆ и непростой̆ работе и обладающих компетенциями самостоятельно создавать проекты с помощью властных структур и по своему усмотрению выявлять, формировать и развивать новые (и часто уникальные) ресурсы развития территории.