Подпишись!

Сергиев Посад. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 19 июня

пасмурно+24 °C

Онлайн трансляция

Михаил Румянов, артист императорских театров. Из архивов ратуши Сергиевского посада

03 мая 2017 г., 11:16

Просмотры: 706


Постоянно работая с архивом ратуши Сергиевского посада, я обнаружила документ середины XIX века, составленный весьма любопытным, нетипичным для нашего города человеком – артистом московских императорских театров. Его судьба заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

Вышедший на пенсион артист Михаил Иванов Румянов владел в посаде домом ценой в 1000 рублей и ещё капиталом в долговых документах на общую сумму в 7500 рублей. То есть он был не должником, а кредитором, поэтому напрашивающееся сравнение с нищими провинциальными актёрами из пьес Островского было бы, по меньшей мере, некорректно.

Что же ещё мы можем узнать о нашем герое?

 

  • Настройщик

В поисках дополнительной информации я обратилась в Российский государственный архив литературы и искусства – РГАЛИ. Здесь меня ждала удача, да ещё какая! «Личное дело артиста Михаила Иванова Румянова за 1835-1849 гг.».

До 1836 года М.И. Румянов был московским цеховым столярного цеха, но в 1835 году, поступая в московские императорские театры на должность настройщика фортепиан, он называл себя «цеховым аттестованным фортепианным мастером». К этому времени он уже успел дебютировать на сцене Большого театра в комической опере-водевиле «Казак-миротворец» и продолжал выступать в комических ролях и «на выходах», правда, «без жалованья».

В то время структура императорских театров строго придерживалась системы актёрских амплуа. Актёры делились по исполнениям ролей: трагики, комики, первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки, травести и т.д.  М.И. Румянов, поступая на должность фортепианного мастера, обязывался настраивать и поддерживать в рабочем состоянии музыкальные инструменты театра и театрального училища. Но этим дело не ограничивалось: совсем скоро, в 1836 году, он сумел устроиться на освободившееся место артиста 3 разряда балетной труппы с жалованьем в 500 рублей, был уволен из цеховой организации и внесён в список артистов.

Это назначение сопровождалось указом Правительствующего Сената от 25 мая 1837 года за №42256. По сведениям ревизии, ему было 35 лет, «роста среднего, лицем чист, глаза карие, волосы русые». То есть Румянов начал театральную карьеру балетного артиста в том возрасте, в котором современные танцовщики её заканчивают. При этом он сохранил и ставку настройщика с достаточно приличным жалованьем.

  • Драма…

В 1843 году М.И. Румянов перешёл в артисты драматической труппы и добился включения своей службы 1833-1836 гг. в официальный стаж работы в театре. Сохранившиеся афиши, приложенные к прошению, иллюстрируют занятость артиста Румянова. Ему приходилось выступать на сценах Большого и Малого театров, а также в Нескучном саду. В репертуар входили не только комедии и водевили, но и драматические произведения, например «Ричард III» Уильяма Шекспира. Главные роли в спектаклях исполняли такие актёры, как Каратыгин, Щепкин, Мочалов, Живокини. Добавим, что балетно-оперная (Большой театр) и драматическая труппы (Малый театр) Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, общие костюмерные, долгое время театры были соединены подземным ходом.

Но уже через несколько лет Румянов просит дирекцию императорских театров об увольнении «по разстроенному моему здоровью и летам, прослужа более 15-лет… и буде возможно обезпечить мою старость назначением хотя небольшой пенсии».

 

  • …и пенсия

В 1839 году было введено новое «Положение об артистах императорских театров», определившее их профессиональное, материальное и социальное положение. Теперь пенсия назначалась: русским подданным - за 20-летнюю беспорочную службу, а иностранцам - за 10-летнюю.

А у нашего героя – только 15 лет и он относился к актёрам третьего разряда, которым пансион, вроде бы, не предусматривался. Более того, это происходило во времена, когда директором императорских театров был А.М. Гедеонов, о котором в Википедии написано, что он «заботливостью и даже простой вежливостью к артистам не отличался: говорил всем, даже артисткам, «ты» и постоянно делал наоборот тому, о чëм они ходатайствовали»!

Тем не менее, М.И. Румянову всё удалось. В аттестате от 4 февраля 1849 года на его имя сказано, что он «по прослужении 15 лет с должным усердием… уволен вовсе от службы… в продолжении которой вёл себя хорошо и должность исправлял исправно». Артист был награждён пенсионом в 113 рублей 32 копейки в год (почти 80% годового жалованья) «из кабинета Его Величества». Пользовался правом «отставного придворнослужителя», т.е. был освобождён от личных податей и повинностей, в том числе рекрутской. В то время ему было 50 лет, он был женат на 30-летней женщине, детей в семье не было.

 

  • В посаде

Видимо, материальные дела Румянова шли достаточно успешно. Он сумел накопить значительные суммы денег, занимался кредитованием и, возможно, посредническими услугами. Его имя в качестве держателя закладной на дом в 1200 рублей упомянуто в духовной сергиевопосадского купца Ивана Мамаева за 1864 год. Причём в этом документе Мамаев называет Румянова «артистом и миссионером Императорских театров». Возможно, в данном случае «миссионер» – это искажённое «комиссионер», торговый посредник, который действует за вознаграждение по поручению другого лица или организации.

5 сентября 1863 года М.И. Румянов купил участок пустопорожней земли в Вознесенском приходе Сергиевского посада у мещанки вдовы Матрёны Хвастуновой за 300 рублей серебром. Вскоре после этого он написал духовное завещание в пользу московской цеховой девицы Анастасии Аристарховой и зарегистрировал его в ратуше посада. В нём нет даже упоминания о наличии жены, детей или других родственников. Кем приходилась цеховая девица Аристархова завещателю пока установить не удалось, но сам этот факт демонстрирует, что Михаил Румянов продолжал поддерживать отношения с цеховыми спустя почти 30 лет после исключения из этого сословия.

Умер М.И. Румянов 14 июня 1865 года. Духовная была подана в Московскую Палату гражданского суда, после чего 16 июля 1865 года наследница А. Аристархова была введена во владение полученным имением. Значит, споров и исков с другими возможными наследниками не было.

Судя по документам, жизнь Михаила Иванова Румянова сделала несколько весьма существенных зигзагов – из московского столярного цеха в настройщики театральных музыкальных инструментов, затем – в артисты балета и драмы императорских театров, после выхода на пенсию – в непростую коммерцию, и, наконец, – в домовладельцы Сергиевского посада. Правда, какой ценой ему всё это удавалось, мы теперь вряд ли узнаем!

Наталья ЧЕТЫРИНА, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова

 


Читайте также:

В Сергиевом Посаде реализуют проект «Карта путешественника»

Ограничение движения транспорта на 9 мая

Загорск – Сергиев Посад. Исторический календарь ХХ века. МАЙ