Сергиевские ведомости

Яндекс.Погода

воскресенье, 28 мая

пасмурно+8 °C

Онлайн трансляция

Знали ли вы: впервые трёхцветный флаг России был поднят на корабле «Орёл» в Дединове в 1669 году

12 июня 2016 г., 11:31

Просмотры: 620


В 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага, впервые поднятого на корабле «Орёл», построенном в подмосковном селе Дединове.

Главными символами любого государства являются герб, гимн и флаг. Какой путь проделал флаг государства российского, кто был его предшественником, и как флаг приобрёл современный вид? 

До второй половины XVII века в России не было флагов, в современном понимании знаков государственной принадлежности. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались Лики Спасителя, Богородицы, святых. Перед ними, освящёнными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них – знамя Ивана Грозного времён Казанского похода, знамя Ермака.

Орёл двоеголовый

Впервые трёхцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно-морского флота корабле «Орёл» в селе Дединово в 1669 году.

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орёл». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора Петра Великого.

О том значении, какое придавал постройке морских судов на Дединовской верфи царь Алексей Михайлович говорит тот факт, что все работы проводились под контролем приказа Новгородской четверти, ведавшей городами, располагавшимися на побережье Белого моря – единственного «окна в Европу» в середине XVII века. 17 ноября 1667 года государева верфь перешла в управление Посольского приказа – министерства иностранных дел Московского государства. Оба этих ведомства возглавлял выдающийся государственный деятель – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – «русский Ришелье», о котором великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Никто из Московских государственных дельцов XVII века не высказывал столько как он, преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Пётр».

В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года АЛ. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал ещё один царский указ о присвоении фрегату названия «Орёл» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах – Прим. ред.) – нашивать изображения орлов.

Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот.

Свой – чужой

С постройкой новых морских судов возникала проблема обозначения государственной принадлежности корабля. Для этих целей служили флаги. Любой моряк того времени, увидев на мачте британский флаг, мог определить, что судно принадлежит королю Соединенного Королевства Англии, Шотландии и Ирландии. Цвета русского флага, впервые поднятого на корабле «Орёл» в селе Дединово говорили любому иностранцу, знающему в морском деле, что грозное судно принадлежит Великому Государю, Царю и Великому Князю Всея Великие, Белые и Малые России Самодержцу. Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государство: красный – Великороссия, синий – Малороссия, белый – Белоруссия. 

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики», – сообщается в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орёл», а также суда сопровождении – яхта, бот, шнеки и струги вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Мидии, Персии, Ост-Индии…».

Историки спорят

Этот период стал знаковым для государства в плане становления российской символики – герба и флага. Впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Большинство авторитетных учёных сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орёл» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского флага оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружён в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фрегат «Орёл» пришёл в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчёт о потраченных деньгах.

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привёз в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», – уверен Майборода.

Каким был первый флаг

Учёные долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, художник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-морском музее России в Санкт-Петербурге, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вышит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года.

Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещённым на бело-сине-красное полотнище, поддерживают многие авторитетные учёные, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нёс вполне определённый смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орёл» ушёл в Хвалынское море по коммерческому проекту», – поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орёл». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орёл» материю белого, синего и красного цветов. Пётр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трёхполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию Петра на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андреевским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – святого Андрея Первозванного.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трёх полос – чёрной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – чёрный орёл на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но эта расцветка вызвала неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднён и заменён на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ.

Жизнь под флагом

«Очень важно, чтобы люди были патриотами, гордились своей страной, нашим российским флагом. Важно, чтобы людям не была безразлична родная земля, Родина, её государственные символы. Воспитание патриотизма должно начинаться с детства. Я предлагаю всем руководителям предприятий и организаций, просто жителям принять участие в общегосударственном празднике Дне Государственного флага, вывесить на зданиях, или личных балконах, частных домах символ государственности – наш флаг», – говорит краевед Виктор Майборода.

Достойными преемниками славных традиций сегодня являются воспитанники дединовского кадетского корпуса «Орёл». Под знамёнами военно-морского и российского триколора они учатся, постигают азы военных знаний, добиваются спортивных побед, готовятся к служению Родине. Здесь на родине первого российского военного корабля «Орёл», российского флага и герба мальчишки и девчонки становятся настоящими патриотами, сыновьями и дочерями своего Отечества.

Ольга ИОСИПЕНКО

Луховицкое ИА