Подпишись! Verification: 0e3534810e806510

Сергиев Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 23 апреля

ясно+6 °C

Сергей Двойных: «Законодательное закрепление такого понятия, как «агротуризм» упростит ведение фермерского бизнеса и откроет доступ к господдержке»

23 марта 2021 г., 13:53

Просмотры: 127


В 2020 году ограничения, связанные с пандемией, вывели внутренний туризм на новый, более высокий уровень популярности у жителей региона.  На ряду с культурным и паломническим туризмом, всё более востребованным становится туризм гастрономический.

На сегодняшний день рынок агротуристических услуг представлен краткосрочными мастер-классами и дегустацией фермерской продукции с очевидной потенцией в сторону многодневных туров с разнообразным набором мероприятий. Наиболее перспективными направлениями при этом могут стать семейные туры выходного дня на фермы. По словам экспертов увеличение предложений и числа организованных программ в сегменте агротуризма позволят вчетверо нарастить поток туристов.

Рынок агротуристических услуг пока находится на начальном этапе формирования. Это направление комплексно прорабатывается на законодательном уровне. О проблемах, с которыми сталкиваются фермеры и способах их решения мы побеседовали с представителем Комитета по аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы Сергеем Двойных.

Сергей Владимирович, за последние несколько лет в Сергиево-Посадском городском округе многократно увеличилась доступность фермерской продукции наших местных сельхозтоваропроизводителей. Открываются сети, реализующие эко-продукцию практически в шаговой доступности. Что в свою очередь влечёт за собой интерес и к сельскому образу жизни. Более того, фермеры тоже настроены принимать гостей, демонстрировать достоинства своего производства. На лицо взаимный интерес и потребителей, и продавцов. Если обобщить ситуацию, есть ли какие-то препятствия развития сельской туристической индустрии?

- Совершенно верное наблюдение. Сейчас потребительская психология ориентирована не только на получение качественного продукта, но и интерактивного соучастия, так сказать, получение впечатлений. Поэтому всё больше приобретают популярность поездки в сельскую местность, где можно продегустировать и купить гарантированно качественный продукт из «первых рук», соприкоснуться с сельской жизнью, поучаствовать в мастер-классах и самим что-то приготовить. Потребительский запрос сформировал целое направление туристической активности - агротуризм. Что, в свою очередь, крайне полезно для комплексного развития сельских территорий. Это одновременно и сбыт фермерской продукции, и создание инфраструктуры, а также новых рабочих мест на селе. Для пустующих территорий — это возможность вдохнуть новую жизнь. А для наших фермеров турпоток может стать мощнейшим драйвером развития. Региональные бренды могут стать основой для организации туристических маршрутов, экскурсий, дегустаций, мастер-классов и комплексного развития сельских территорий. 

Но не все так радужно, как хотелось бы. Для того, чтобы турист поехали в село нужна доступная туристическая инфраструктура: информационные компании, гостиницы, подъездные пути, туристическая навигация, пункты общественного питания. Одним словом, разработка концепции агротуризма. Эта масштабная задача решается на законодательном уровне?

- На данный момент в Московской области нет развитой сети агротуризма. Есть какие-то очаги.  Почти полсотни фермеров предлагают экскурсии на фермы, дегустации и мастер-классы. Из них 40%-производители молока, 25%-мясное животноводство, 15%- сыроварни. При том, что потенциал огромен.

Мы активно собираем информацию с земли, с какими реальными трудностями в развития предоставляемых услуг сталкиваются фермеры. Как показывает обратная связь, вопрос, который касается непосредственно нашей деятельности — это размещение туристической инфраструктуры на землях сельхоз назначения. Вы правильно заметили, что для того, чтобы туристы поехали в село нужны гостиницы. Тем временем, как организация гостиничной и ресторанной инфраструктуры не представляется возможным, закон запрещает строительство гостиниц на землях сельхоз назначения. 

Например, наш этнопарк «Кочевник» уже много лет является точкой притяжения для туристов, желающих познакомиться с бытом народов севера. Ежегодно он принимает около полусотни тысяч туристов. Сейчас, в период пандемии турпоток ещё больше увеличился. Поскольку этнопарк расположен на сельскохозяйственных землях, то в чистом виде является объектом агротуризма.  Но понятие агротуризм и сельский туризм существует только в информационном пространстве, как условное определение.  В правовом поле это понятия ещё не введено.

Совместными усилиями министерства сельского хозяйства и профильными комитетами Московской областной Думы ведется системная работа в этом направлении. Мы готовим предложения по внесению изменений в федеральное и региональное законодательство. Одним словом, нам нужно договориться на областном уровне, что такое агротуризм и сельский туризм, потому что каждый вкладывает свой собственный смысл в это понятие. У кого-то это означает покормить козу, а у кого-то построить 10-и этажную гостиницу, без отчислений в областной бюджет. Когда мы разберемся, что такое агротуризм, можно будет включить сельский туризм в программы льготного кредитования. Сейчас данное направление обсуждается и на федеральном уровне. В Госдуме на рассмотрении уже находится законопроект, которым предлагается ввести это понятие. Это первостепенная задача. Закрепление такого понятия упростит ведение этого бизнеса и откроет ему доступ к господдержке. Однако, это не решит вопросы, связанные с возможностью размещения на землях сельскохозяйственного назначения туристической инфраструктуры, так как федеральное законодательство не позволяет строительство на землях сельскохозяйственного назначения объектов, не относящихся к сельхозпроизводству. А ведь именно этот вопрос наиболее остро стоит у фермеров. Поэтому мы в Московской областной Думе создали рабочую группу, и в 2021 году продолжим работу по данной теме.

 

Обсудить тему

Введите символы с картинки*