Подпишись!

Сергиев Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

четверг, 23 сентября

пасмурно+6 °C

Полномочия коллекторов ограничены

02 авг. 2021 г., 16:12

Просмотры: 5


С 01 июля 2021 года вступили в силу изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся ужесточения деятельности коллекторских организаций.

Согласно законодательству, коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Судебные приставы-исполнители могут изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения и т.п. Коллекторы такими правами не обладают, суть их деятельности заключается в том, чтобы убедить должника выплатить долг, помочь найти решение возникшей проблемы.
Коллекторской деятельностью вправе заниматься только организации, сведения о которых включены в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность  по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет Федеральная служба судебных приставов. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте ФССП и самой коллекторской организации в сети Интернет.

Права коллекторов и ограничения в их взаимодействии с должником


Коллекторские организации могут взаимодействовать с должником только путем:

  • личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);
  • телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи,
  • в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, СМС-сообщений и др.);
  • почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.

Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.
Также ограничивается частота взаимодействия коллекторов с должником: личные встречи допустимы не более одного раза в неделю; телефонные переговоры – один раз в сутки, два раза в неделю, восемь раз в месяц; телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – два раза в сутки, четыре раза в неделю, шестнадцать раз в месяц. При этом коллекторская организация должна обеспечить аудиозапись всех переговоров с должником, а также запись сообщений по сетям электросвязи.
Должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторской организацией только через своего представителя – адвоката, а также вовсе отказаться от такого взаимодействия, но не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству. Для этого коллекторской организации нужно направить письменное заявление через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку.
В последующем должник в любое время может отменить свое заявление, известив коллекторскую организацию об этом способом, установленным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку.
Ни при каких обстоятельствах не допускаются применение к должнику и иным лицам физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; уничтожение или повреждение имущества; оказание психологического давления на должника и иных лиц; использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, и т.п.

Действия в случае превышения коллекторами своих полномочий


При попытках изъятия у должника имущества, агрессии, угрозах, унижениях, оскорблениях, применении физической силы и т.п., необходимо прекратить общение с ними и вызвать полицию. Указанные действия коллекторов при наличии оснований могут повлечь административную, а также уголовную ответственность.
При визитах коллекторов и телефонных звонках в неустановленное время, чаще, чем предусмотрено законом, с угрозами в адрес должника рекомендуется по возможности записать переговоры, например, на диктофон, взять детализацию телефонных переговоров у оператора связи, чтобы иметь подтверждение нарушений со стороны коллекторов. Отметим, что операторы связи, оказывающие, в частности, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги внутризоновой телефонной связи, местной телефонной связи, обязаны хранить голосовую информацию и текстовые сообщения в полном объеме в течение шести месяцев с даты окончания их приема, передачи, доставки или обработки (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 445).
Административная ответственность предусмотрена также при совершении коллекторами действий в нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении коллекторской деятельности (ст. 14.57 КоАП РФ).
Должник также вправе подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона. Поступление в ФССП сведений о нарушении коллекторской организацией требований к осуществлению коллекторской деятельности является основанием для ее внеплановой проверки.
Действия коллекторов можно также обжаловать в судебном порядке (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Если гражданин не является заемщиком или поручителем, однако коллекторы беспокоят его звонками, ввиду того что его персональные данные есть в базе агентства в качестве «поручителя» должника, гражданину следует сообщить им по телефону о его непричастности к долгу, а также направить в адрес коллекторского агентства и кредитора письменное уведомление по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении (Разъяснение Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 10.05.2018 «Вам позвонил коллектор, куда обращаться»).

Информация подготовлена с использованием справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Фото: bfmspb.ru

Обсудить тему

Введите символы с картинки*