Подпишись!

Сергиев Посад. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

пятница, 18 сентября

облачно с прояснениями+10 °C

Мы в России в области балета впереди планеты: интервью

21 июля 2020 г., 13:42

Просмотры: 344


Известна крылатая фраза: "Мы в России в области балета впереди планеты". Это отнюдь не преувеличение. Зародившись в Европе, во Франции, он самые прочные позиции завоевал именно в России. Сейчас у нас театров оперы и балета, имеющих звание академических, порядка 45, не говоря уже о других, порой не менее известных. Не берусь их сосчитать! Европа сейчас слишком сытая для балета. Зачем мне "ломать" ноги, сидеть на диетах, если я и так в "шоколаде". Примерно так думают в Европе. Ведь балет требует неимоверных усилий, самоотречения, жертвенности. А эти качества присущи именно русским в широком смысле этого слова (у нас, в том числе, много национальных театров с балетным репертуаром, основанным на уникальном национальном эпосе, например, Бурятский, Карельский, Республики Коми и т.д.) За красотой, которую мы видим на сцене: утонченность, невесомость, изящество, чистота линий, стоит пот, в кровь сбитые ноги и всевозможные травмы. Все это рождает множество легенд и мифов, типа "стекла в пуантах". На самом деле, все в общем так, но и не совсем так.

Постараемся отделить правду от мифов, поговорив с нашей землячкой, уроженкой Сергиева Посада, артисткой балета Елизаветой Малетиной, которая получив образование как в русской балетной школе, так и за границей, без преувеличения, объехала с гастролями пол мира, выступая в лучших театрах Европы, Азии, Южной Америки и Африки. Одновременно, по просьбе импресарио, давая мастер-классы по балету детям в Китае, Японии и ЮАР. В то же время, ей удается совмещать гастрольный график с преподаванием в хореографической школе "Русский балет" г. Сергиева Посада.

Елизавета, как-то один балетный критик сказал, что "балет это искусство избранных для избранных". Я лично не могу с этим согласиться, видя, какое количество детей приходят в хореографические студии нашего города, а так же в школу "Русский балет", где Вы преподаете. И многие родители этих детей думают о возможности дальнейшего обучения своих детей уже в профессиональных училищах. Поэтому, учитывая этот интерес, я хочу задать вам ряд вопросов. С чего и как начинался ваш путь в балет?

В пять лет я объявила маме, что буду балериной. Поскольку моя мама считает, что ребенок исключительно сам должен выбрать профессию, поверив мне, отвела меня в хореографическую студию "Ассоль", которая находилась в Доме Учёных на "Звёздочке". Моим первым педагогом стала Марина Олеговна Улькина. Человек необычайно щедрой души, очень умная, бесконечно доброжелательная, в какой-то момент она решила, что занятий только у нее в студии для меня не достаточно. Она направляет меня к очень уважаемому педагогу, Елене Владимировне Голубевой, у которой училась сама. Некоторое время я занималась одновременно в двух студиях, пока Марина Олеговна не переехала в Москву. Я храню о ней самые теплые воспоминания и благодарна ей в своем сердце. Не зря есть понятие "первый учитель", и мне очень повезло с ним. Связь с Мариной Олеговной я не потеряла, и по прошествии нескольких лет, она приехала на одно из моих выступлений в Москве и подарила мне толстенную энциклопедию о классическом танце с очень теплой дарственной надписью. У Елены Владимировны Голубевой в студии "Романс" в Центре Детского Творчества "Кругозор" на "Ферме" я занималась 8 лет, и это самые яркие воспоминания моего детства и самые счастливые годы. Куда только мы не ездили и в каких только конкурсах не участвовали! Эта тема на отдельный разговор. Скажу только, что мы выступали в лучших залах Москвы: в Колонном Зале Дома Союзов, в залах Кремля, в Зале Церковных Соборов "Храма Христа Спасителя" и зале музея ВОВ на Поклонной горе, а так же многих других.

Как Вы поступили в хореографическое училище?

Как известно, дети в профессиональные школы классического балета поступают после окончания начальной школы. В советский период истории нашей страны было очень мало хореографических училищ, и все они были государственные. Самое известное из них это Московская Государственная Академия хореографии, которая, как известно, готовит артистов для Большого Театра. Поступить, а тем более, учиться там, ох, как не просто! К моему счастью, я родилась в такой период истории страны, когда были открыты частные балетные школы, которые, обучая детей классическому балету, избавились от отрицательного наследия в преподавании, как то: неуважение к учащимся, их унижение, вплоть до рукоприкладства и многого другого. Вот в такую замечательную школу я и пришла. Это Московский хореографический колледж «Школа Классического Танца» под руководством Г. Ледях. Геннадий Васильевич Ледях - заслуженный артист, бывший солист Большого театра, собрал очень сильный преподавательский состав, пригласив своих бывших коллег по театру. Я помню трогательную Мелицу Адамовну и строгую Татьяну Петровну. В этой школе можно было заниматься балетом «в свое удовольствие» без страха и ужаса. Директор школы Лариса Абдуахатовна Ледях - необычайно мудрая женщина, добрейшей души человек, моя благодарность в адрес ее бесконечна. Незабываемы сказочные спектакли и хореографические миниатюры: яркие, великолепно костюмированные, невероятно профессиональные, ставились на сцене ШКТ. Но в 2008 грянул мировой финансовый кризис, который не обошел и нашу семью. Я вынуждена была перейти на бесплатное обучение в Государственное Хореографическое училище в Красногорске (Красногорск - город Московской области, практически примыкает к границе Москвы). Это училище, основанное в 2005 году - перестроечный новодел, созданный выходцами из переферийного театра (Государственный Академический Большой Театр им. Алишера Навои в Ташкенте). К сожалению, отсутствие традиций, когда преподаватели находятся в стадии поиска формы общения с учащимися, впадая из крайности в крайность, делает обучение в училище очень тоскливым и тусклым. Уровень обучения в нем очень отставал от ШКТ, и я тосковала по тем необыкновенным постановкам, которые были там. Но слава Богу, финансовое положение нашей семьи поправилось до такой степени, что я могла отправиться на обучение за границу в Академию Хореографии (Германия, г. Мюнхен). Это были незабываемые годы моей ю́ности. Там я обрела верных друзей: японку Эрико Мурамото и немку Мартину Виммер. Моими учителями были немецкий профессор, бывший солист Берлинской государственно оперы Хейнс Маннигель. И англичанка Лаурель Бенедикт-Маннигель, бывшая солистка Голландского национального театра оперы и балета. Они учили меня, что называется, «на совесть». Бывало так, что я приходила на занятия в 9 утра, а уходила в 9 вечера. И это было совсем не трудно, потому что было необычайно интересно. Я много работала там над техникой прыжка, вращения, изучала «модерн», которого у нас практически нет. Эти замечательные педагоги подготовили меня к выступлению на международном хореографическом конкурсе в Берлине "Танцевальный Олимп", где я заняла 3 место. Там я станцевала свою первую ведущую партию. Это был балет «Маленькая девочка со спичками» по сказке Андерсона. Спектакли проходили в театре, который поражал своей необычной, современной архитектурой. Практически весь из стекла и металлических конструкций на невероятно крутом берегу, он буквально летит над рекой Изар, как корабль, нет, скорее самолет. Это необычайное зрелище.

Да, учиться всегда интересно, если это касается любимого дела. А вот каково работать в этой профессии? Может быть вы откровенно поделитесь теми трудностями, которые подстерегают на этом, как кажется многим, нелегком пути?

Началась моя трудовая деятельность в Москве, в Государственном Театре классического балета, п/р Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Все было хорошо, кроме мизерной зарплаты и почти отсутствия гастролей, а мне очень хотелось гастрольных поездок, и не только танцевать в разных спектаклях, но и «увидеть мир». Только в нашей стране это можно осуществить, так как русский балет приглашают практически все страны мира. У нас много импресарио, которые вывозят труппы артистов балета в разные страны. В Китае всегда очень длинные гастроли, по 1.5-2 месяца (там я была 3 раза). 2 раза - в Чили, это Южная Америка, там же Аргентина и Парагвай. В Японии и Марокко - везде невероятно интересно. В ЮАР мы привезли очень редкий спектакль «Кармина Бурана», что в переводе означает «Колесо судьбы». Это постановка под музыку кантаты немецкого композитора Карла Орфа по мотивам средневековых стихов. Кстати, это второй мой опыт участия в этом спектакле. Первый был в Германии. Но хореография, безусловно, разная. В ЮАР мы ездили под постоянной охраной, это очень непростая страна Африки. Последние мои гастроли в Италии были буквально за неделю до закрытия границы по случаю коронавируса. В Италии дворцы великой архитектуры и сцены с бархатными старинными кулисами создают впечатление, как будто ты находишься в прошлых веках. Сцены Венеции, Милана, Болонья, Бари, Триеста, Лечче и других городов - в общем - незабываемые впечатления. Страшно подумать, что на них когда-то танцевали великие итальянские танцовщицы Мария Тальони и Карлотта Гризи. Так что учите детей балету, это один из способов увидеть мир. Если, конечно, их влечет эта профессия. Я поняла, что вам удается не только танцевать на гастролях, но и увидеть какие-то достопримечательности страны пребывания? Да, безусловно, о впечатлениях от стран можно говорить много, расскажу лишь чуть-чуть. Как-то под Новый Год, мы были г. Хуйчжой (Китай) в 80км от Гонконга. Как известно, Гонконг не совсем Китай, и при въезде в него проходят паспортный контроль. Нам пришлось тайком от руководства «умыкнуть» паспорта и «рвануть» туда. Только мы добрались до границы Гонконга, как последовал звонок от начальства с приказом: «Вернуться обратно». Но соблазн увидеть Гонконг был так велик, что мы ослушались, и это, конечно, было чревато.... Тем более, что я была инициатором этой авантюры. Нас наказали тем, что в последствии не отпустили в Макао, который был всего в 6 километрах. Но зато потом, вероятно им стало стыдно, всех желающих попасть на Китайскую Стену отпускали, но только в моём сопровождении. Так сказать, заработала «авторитет» в глазах начальства. В Китае я посетила 55 городов, проведя там почти 6 месяцев. Ещё один интересный случай был в Италии. Мы выступали в Ливорно близ Пизы. Вечерний спектакль и утром - отъезд. Чтобы увидеть знаменитую «падающую» Пизанскую башню, мы ночью поехали в Пизу, встретив рассвет у подножия башни, успели вернуться обратно к отъезду в 10 утра. В Японии удалось подняться на знаменитую гору Фудзияма, покататься с рыбаками на лодке по океану и ещё много другое. Так что у меня самая лучшая в мире профессия, которая даёт такой «побочный эффект».

Елизавета, так ли интересно преподавание детям, как гастрольная жизнь?

Вы не поверите, но не менее интересно. Если в спектакле я танцую, то здесь можно реализовать себя как хореографа, постановщика детских балетных спектаклей. В конце прошлого года мы подготовили балет «Дюймовочка». По отзывам зрителей, получилось все очень зрелищно, красиво, дети показали себя большими молодцами (участникам от 3-13 лет), не подвели. В постановке интересно все: от подбора музыки, освещения, костюмов, декораций, до собственно хореографии. В этом году подготовили спектакль «Снежная Королева», но, к сожалению, по известным причинам выступить не пришлось. Надеюсь, что в этом учебном году покажем уже готовую «Снежную королеву» и подготовим новый спектакль «Золушка». Это все необычайно интересно моим любимым ученикам, так же как и мне. Спасибо, Елизавета, за интересный и откровенный рассказ. Мы желаем вам творческих успехов и, конечно, исполнения ваших проектов на площадке хореографической школы «Русский балет».

Материал подготовила Иоанна Малетина.