Подпишись!

Сергиев Посад. Новости

Яндекс.Погода

пятница, 17 августа

ясно+11 °C

Онлайн трансляция

КРАСНАЯ БАШНЯ и её архитектурная эволюция за пять веков

30 марта 2018 г., 16:12

Просмотры: 628


«Сергиевские ведомости» продолжают серию публикаций о стенах и башнях Троице-Сергиевой лавры. На этот раз ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника Нина ХОЛОДКОВА рассказывает о центральной, входной башне, в разные годы именовавшейся Красной и Святовратной.

Красная башня расположена с восточной стороны Троицкого монастыря над главным входом. При строительстве, в середине XVI века, крепостная стена обители была невысока, так же как и пропорциональная ей надвратная башня. Но после надстройки стены (спустя столетие) дополнительный ярус появился и у башни.

В настоящее время крепостная стена побелена по всему периметру. Но в конце 1950-х годов при обследовании Красной башни архитектором Виктором Балдиным было установлено, что почти на половину своей высоты она выложена из белого камня, а верхняя часть сложена из кирпича. Вероятнее всего, белокаменная кладка камня соответствует габаритам башни XVI века.

По мнению архитектора, древние крепостные стены не белились, а сохраняли естественный цвет кирпича. То есть белокаменная Красная башня отмечала собой главный вход в монастырь, четко выделяясь на темном фоне стен.

Мы не знаем, какое название имела башня при строительстве, так как самые ранние дошедшие до нас документальные свидетельства относятся только к середине XVII века. Тогда башня носила название Красная. Затем довольно долго она упоминалась под именем Святовратной. Вновь древнее название вернулось к надвратной башне на рубеже XIX-XX веков.

Красная башня, фото конца XIX века. Над воротами видны окна, а выше по центру - часы

  • Декор

Красная башня в плане прямоугольная, имеет три яруса и высокое чердачное помещение. В ней имелись два входа со стороны монастыря, один из которых был заложен и оштукатурен. Во втором и третьем ярусах есть выходы на крепостную стену. Декор был достаточно строгим: на фасады башни переходили только тяги, украшавшие крепостные стены. Арку входных ворот, вероятнее всего, отмечал киот с иконой.

В таком скромном виде в начале XIX века входная башня перестала устраивать монастырские власти. Даже в путеводителе отмечалось, что «при всей великолепности ограды не было особенных врат, кои бы приличествовали бы столь огромному строению». Поэтому в 1807 году «тщанием преосвященного митрополита Платона» перед башней был устроен парадный «весьма красивый» портал. Снаружи его украшали полуколонны, карнизы «и другие очень искусно сделанные фигуры», а на куполе, было поставлено изображение Преподобного Сергия с медным вызолоченным крестом. В 1839 году башня была «украшена вверху изображением ангела с крестом».

  • Надстройка

В середине 50-х годов XIX века Лавру должен был посетить недавно вступивший на престол император Александр II. По-видимому, в процессе подготовки к его визиту и возникла идея о надстройке Красной башни.

По проекту архитектора И.А. Малышева, выходца из служителей Лавры, фасад надстройки был украшен аркадой из окон, разделенных тонкими колонками. Позже окна были заложены, аркада стала глухой и, соответственно, менее эффектной. Почти все имевшиеся многочисленные бойницы - ведь башня сооружалась как боевое крепостное сооружение - также были заложены.

В западной стене (со стороны монастыря) имеются два больших окна, растесанные из бойниц. На башне были установлены часы, которые вскоре перестали ходить, но циферблат еще некоторое время оставался на ее фасаде. В настоящее время на этом месте – круглое окно.

Тогда же был перестроен и обветшавший к тому времени входной портал перед башней. При этом были заложены северный и южный боковые проходы в него, до этого бывшие открытыми.

Кровля башни неоднократно менялась. Возможно, что самая древняя форма представляла собой тесовый пирамидальный шатер, завершавшийся вышкой. В XVIII веке шатровое завершение было заменено на купол сферической формы.

В 1920 году верх башни сгорел, после чего над ней была устроена простая скатная кровля.

В 1920 году в Лавре произошёл пожар, повредивший стены и башни

  • Современный вид

В 1958 году архитектором Виктором Балдиным был подготовлен проект реставрации, который предусматривал восстановление башни во внешнем облике XVII века. Его осуществление повлекло бы за собой утрату поздних наслоений, а это значительно снизило бы своеобразие главного входа в монастырь. Поэтому ограничились лишь восстановлением купола и реставрацией фасадов.

Последним значительным изменением в облике Красной башни (2015 год) стало размещение на входной арке ворот мозаичной композиции, изображающей Преподобных Сергия и Никона Радонежских предстоящими в молитве к Пресвятой Богородице. Мозаичных икон до этого в Лавре не было. Инициатором этого проекта стал иконописец Александр Солдатов, а исполнителями – творческий коллектив Лаврской мозаичной мастерской. В качестве материала использовалась смальта (пластинки цветного непрозрачного стекла, изготовленные по специальным технологиям), природный камень, а также золотая смальта.

Впервые стены и своды, идущие от Красной башни к надвратной Предтеченской церкви, были расписаны в начале XIX века. Сюжеты несколько раз менялись. В настоящее время это живописные изображения сцен из жития Преподобного Сергия Радонежского. Живопись выполнена по холсту, укрепленному на металлической сетке, установленной на некотором расстоянии от стен для циркуляции воздуха.

Красная башня в 1956 году

Красная башня в 1957 году

Красная башня в 1968 году

Современный вид

Мозаика в Святых вратах, 2015 год

 



Читайте также:

Каменный пояс. О стенах и башнях Троице-Сергиевой лавры

Непобедимая и легендарная. К столетию создания Красной Армии

Великим трудом и терпением. Земля и крестьяне в первые советские годы