Сергиев Посад. Новости

Яндекс.Погода

вторник, 26 сентября

пасмурно+7 °C

Онлайн трансляция

«История не забудет, а грядущее поколение тем более…» О первом директоре Загорского музея-заповедника

14 июля 2017 г., 12:42

Просмотры: 524


История избирательна. Далеко не все человеческие судьбы становятся объектом исторической памяти и лишь немногие вдохновляют на создание художественных произведений. Ивану Захаровичу Птицыну повезло. Его волевой характер, яркая, трагически оборвавшаяся жизнь оставили неизгладимый след в памяти друзей, усилиями которых обрели новое рождение в художественном фильме-посвящении «Орлиный остров» (1961 г.).

Жизненный путь Ивана Птицына, парня из уральской глубинки, был типичен для советской молодёжи: средняя школа, заводской цех, профессиональное училище. Отличник учёбы, комсомольский вожак, он думал стать металлургом, но судьба распорядилась иначе. После прохождения службы на Черноморском флоте он поступил на исторический факультет Московского государственного университета.

Вчерашний рабочий стал учеником виднейшего учёного А.В. Арциховского. Под его руководством в 1938 году Птицын стал участником знаменитой Новгородской археологической экспедиции, а вскоре, ещё до окончания университетского курса, его назначили директором Загорского историко-художественного музея. Эту хлопотную должность он и его однокурсник Иван Георгиевич Ерёмин, ставший учёным секретарём музея, совмещали со сдачей государственных экзаменов в университете и периодическими военными сборами.

Для музея в Троице-Сергиевой лавре это был особенный период – его рождения в новом качестве музея-заповедника. Очевидно, что кандидатура директора подбиралась с особой тщательностью. О степени его ответственности говорит и тот факт, что Птицын в 1939 году был официально введён в состав правительственной комиссии по подготовке постановления СНК РСФСР об объявлении Троице-Сергиевой лавры музеем-заповедником, принятого 1 февраля 1940 года.

     Фото из журнала "СССР на стройке", 1940 год

 

  • Война

Наиболее известный эпизод профессиональной деятельности Ивана Птицына – эвакуация на Урал в 1941 году музейных ценностей. Под руководством молодого директора, возглавившего филиал Русского музея в Соликамске, осенью-весной 1941–1942 гг. были проведены неотложные меры по обеспечению сохранности свыше 400 ящиков, содержимое которых, наравне с сокровищами Троице-Сергиевой лавры, составили особо ценные фонды крупнейших российских музеев.

Выполнив ответственную миссию, отказавшись от брони, Иван Захарович весной 1942 года ушёл на фронт, откуда писал друзьям: «Всё-таки мы много сделали, и большой государственной важности дело. Будем живы, все эти сокровища возвратим на старые места. История не забудет, а грядущее поколение тем более, о нас… Надеюсь, когда кончится война, принять участие в реэвакуации государственных ценностей, теперь уже путь знаком».

     Иван Птицын

Уходя, он сказал домашним: «Если что, в плену меня не ищите, в плен я не сдамся». Воевал на флоте, был ранен, после госпиталя вернулся в строй. Дальнейшая его судьба до сих пор не вполне ясна. В музейной историографии принято считать, что Иван Захарович воевал под Ржевом в составе морской пехоты и погиб в 1942 году. Однако существует и другое предположение, согласно которому Птицын, командир отряда торпедных катеров, погиб в 1944 году во время возвращения судов из похода к румынскому порту Констанца.

  • «Орлиный остров»

Эта версия легла в основу преамбулы фильма «Орлиный остров», снятого на киностудии «Молдова-фильм» в 1961 году. Выход его на экраны страны стал поводом к длительной дружеской переписке между создателями картины и членами семьи Ивана Захаровича Птицына.

Гибель в результате вражеского налёта на советские корабли – так представил героический финал жизни Ивана Птицына его друг и однокурсник по Московскому университету Георгий Борисович Фёдоров (археолог, писатель, доктор исторических наук). Во многих произведениях автобиографической прозы Георгия Фёдорова выведен образ его старшего товарища Ивана Птицына – необыкновенно терпеливого, упорного и трудолюбивого, высокого и широкоплечего, с открытым добродушным лицом и насмешливыми серыми глазами, почти былинного богатыря.

Вместе со своей женой, сценаристом и режиссёром Марианной Рошаль, Фёдоров создал удивительный фильм – художественную экранизацию научной гипотезы о существовании на Змеином острове (в фильме – Орлиный остров) вблизи устья Дуная колонии беглых рабов, противостоящих могуществу Римской империи. Фёдоров не случайно избрал именно этот сюжет для посвящения своему другу (в фильме – капитан Громов, появляющийся на экранах лишь в первых кадрах, но незримо присутствующий в течение всего дальнейшего повествования). Легендарный остров в Чёрном море был мечтой Ивана Птицына, о котором он не переставал думать, учась в университете и уже работая в Загорском музее-заповеднике.

     Афиша фильма "Орлиный остров", 1961 год

Открыть и разгадать на экране тайну загадочного острова Георгий Фёдоров считал данью его памяти. Вместе с командой единомышленников (съёмочной группой, актёрами, среди которых были Ростислав Плятт и Светлана Дружинина) Фёдоров создал фильм, романтизирующий науку, что было так свойственно эпохе 1960-х годов. Картина была посвящена «памяти Ивана Захаровича Птицына, советского археолога и военного моряка, учёного и мечтателя, павшего смертью храбрых в бою с фашистскими захватчиками…». Для многих молодых людей в те годы фильм стал откровением и помог определить свой жизненный путь, связав его с археологией. В нём причудливым образом соединились правда и вымысел, реальные факты и научные гипотезы, миф и судьба человека, имя которого неразрывно связано с Загорским музеем и Троице-Сергиевой лаврой.

 

Маргарита ГАГАНОВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

 

 


Читайте также:

«Генеральный штаб советской игрушки»: об истории здания напротив Лавры

Загорск – Сергиев Посад. Календарь ХХ века. ИЮЛЬ

За плутовство, воровство и самовольности. Историко-детективное расследование о браконьерстве на Вифанских прудах